На третьем году жизни развивается мышление и восприятие, ребёнок учится сравнивать и группировать предметы, он уже способен внимательно слушать и понимать небольшие рассказы и сказки, он всё время что-то хочет узнать. Всё это – отличная платформа для развития активной речи ребёнка. Напомним, что речь – средство передачи и получения информации, усвоения общественных норм. И в возрасте от 2 до 3 лет речь развивается так активно, как ни в каком другом возрасте. При правильной организации общения малыша с мамой и другими взрослыми к трём годам словарный запас должен составить 1100 – 1200 слов, среди которых не только существительные и глаголы, но и наречия, прилагательные и т.д. Создавайте такие ситуации, в которых ребёнку будет необходимо собирать несколько слов в предложения, сами используйте в речи распространенные предложения, не отвечайте на вопросы ребёнка односложно. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова в роде, падеже и числах.
У малыша должны появиться новые звуки, которые раньше вызывали трудности в произношении, хотя он все ещё заменяет твердые звуки мягкими. Это происходит из-за пока слаборазвитых мышц, участвующих в звукопроизношении. Специальные речевки и чистоговорки способствуют более быстрому укреплению мышц и правильному развитию звуковой культуры речи.
В возрасте около 3 лет в словаре малыша появляются слова-обобщения, но только те, что обозначают знакомые предметы. После 2 лет малыш начинает отражать в речи всё, что увидел, а особенно то, что его впечатлило. Появляется описательная речь.
Никогда не оставляйте вопросы малыша без ответа. Это развивает пытливость ума и способствует развитию речи.
Своевременное и правильное развитие речи происходит, если взрослые общаются с ребёнком с самого рождения, постоянно разговаривают, читают, играют. Хотя не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален, развивается по своему. Но все же, если в возрасте 3 лет слова ребёнка представляют собой отдельные звуки или слоги, малыш общается с помощью жестов и не утруждает себя речью, необходимо задуматься и найти причины происходящего. Во-первых, это может быть из-за заболевания ушей и носоглотки, и других отклонений в здоровье малыша, а во-вторых, из-за недостаточного воспитания и отсутствия специальных занятий с малышом.
В первом случае, естественно, нужно обратиться к врачу, педиатру и невропатологу, для получения консультации. Если всё в порядке, то необходимо пересмотреть своё отношение к ребёнку, обязательно выкроить время для специальных занятий и игр с сыном или дочкой, направленными на расширение кругозора, правильного звукопроизношения, формирование фонематического слуха а так же правильного речевого дыхания и артикуляции.
Разнообразные речевые игры и упражнения необходимы абсолютно всем детям, даже если вы считаете, что малыш и так болтает без умолку. Направьте его энергию в нужное русло. Например, в такую игру можно играть в очереди или транспорте.
Показывайте ребёнку карточки или просто называйте животных и попросите вспомнить, кто какие звуки издаёт.
❀ воробей – чирикает (чирик-чирик)
❀ ворона – каркает (кар-кар)
❀ гусь – гогочет (га-га-га)
❀ индюк – кулдыкает (кулды-кулды)
❀ кабаны, свиньи – хрюкают (хрю-хрю)
❀ коза – блеет (ме-е-е)
❀ корова – мычит (му-у-у)
❀ кошка – мяукает (мяу-мяу)
❀ лошадь – ржёт (и-го-го)
❀ лягушка – квакает (ква-ква)
❀ мышка – пищит (пи-пи-пи)
❀ осел – ревёт (иа-иа)
❀ петух – поёт, кукарекает (кукареку)
❀ пчела – жужжит (ж-ж-ж)
❀ слон – трубит (ту-у-у)
❀ собака – лает (гав-гав)
❀ тигр, лев – рычит (р-р-р)
❀ утка – крякает (кря-кря)
❀ филин – ухает (уху-уху)
Не спрашивайте ребёнка сразу обо всех животных.
ИСТОЧНИК http://detky.info
|